Ноутика.ru - Интернет-Магазин ноутбуков в Екатеринбурге. Только лучшие ноутбуки в продаже!

3DTV: новое измерение телевидения

Без всякого преувеличения можно сказать, что 3D стало приметным трендом сейчас. К тому же для съемки различных сцен нужна разная стереобаза - расстояние между оптическими осями камер и угол между ними. Иногда приходится переснимать сцены пару раз, подбирая этот параметр экспериментально. Вомногих случаях 3D и вовсе ненужно и даже вредно- например, всценах смалой глубиной резко изображаемого пространства (как правило это портреты) или вочень динамичных сценах сбыстрой сменой планов.

3DTV: новое измерение телевидения

Динозавры 3D

Простейшая идея поставить две камеры ”плечо о плечо” реализуема исключительно в случае компактных любительских камер. В случае профессиональной аппаратуры это невозможно в техническом плане - такие камеры достаточно громоздки, а стереобазу нужно варьировать в очень широких пределах - от считанных миллиметров (фактически от нуля) до десятков сантиметров. Поэтому профессио-нальная установка для съемки 3D представляет собой две камеры, расположенные перпендикулярно друг к другу и разделенные полупрозрачным зеркалом (светоделителем). Одна камера снимает прямое изображение, вторая - отраженное (которое потом зеркально отображается в программном обеспечении). Фактически несколько сотен светодиодов под экраном образуют монохромный “телевизор низкого разрешения”, а ЖК-пиксели поверх него обеспечивают цвет и очень четкое итоговое изображение высокого разрешения (прямо до Full HD).Динамическая подсветка способна не только лишь дать ”настоящий черный”, да и еще более снизить уровень перекрестных помех. С ее помощью можно не просто выключать подсветку на одинаковые промежутки ”смены кадров”, но добиться гораздо большей гибкости, выключая ее исключительно в тех местах, где происходит смена изображения, и на нужное время.

Вобщем, хотя такое изображение и воспринималось трехмерным, нарушенная цветопередача и перекрестные помехи сводили на нет все наслаждение от просмотра кинофильмов схожим образом.

Резвые телеки

С возникновением жидкокристаллических и плазменных телевизоров начался новый виток развития 3D-технологий. Но до недавнешнего времени настоящая реализация 3D в бытовых телеках была невозможна из-за недостающего быстродействия ЖК-ячеек, которые не успевали довольно стремительно переключаться меж поочередными положениями для правых и левых кадров. Приходилось снижать частоту кадров, что допустимо для видеоигр, но не для кино. К тому же это пока только первые шаги, и теоретически ничто не мешает в дальнейшем использовать сOLED-телевизорами эклипсный метод с активными очками.Но обязательно ли для просмотра 3D нужны очки (активные или пассивные)? Все существующие безочковые системы 3D основаны на стереорастре. Стереорастр - это набор вертикальных щелей или положительных (в большинстве случаев цилиндрических) линз, расположенных поверх экрана, находящегося в фокусе этих линз.

Однако есть способ уменьшить уровень перекрестных помех - достаточно на время переключения между кадрами гасить подсветку, ведь жидкие кристаллы всего лишь модулируют количество проходящего сквозь них света, а за подсветку отвечают светодиоды под экраном”. Таким макаром, цикл смены кадров выглядит так: в течение 1/240 секунды демонстрируется кадр для правого глаза, затем подсветка выключается на такой же промежуток (за этот период времени происходит смена на кадр для левого глаза), затем подсветка включается снова, и синхронно с этим работают ЖК-затворы в очках. Все же втрадиционной схеме с краевой (периферической) подсветкой всего экрана перекрестные помехи полностью подавить не удается.

3DTV: новое измерение телевидения

Плазма против ЖК

За прошедшие пару лет плазменные панели избавились от многих своих недостатков - высокого энергопотребления, малого срока службы - и на поле больших диагоналей превратились в серьезного конкурента жидкокристаллическим панелям. Но споявлением 3D извечный спор ”плазма против ЖК” вышел на новый виток.

Общая технология демонстрации 3D у плазмы весьма схожа с выше-опи-сан-ной - те же последовательные кадры плюс использование синхронизируемых затворных очков. Но, в отличие от ЖК, каждый пиксель плазменной панели - сам по себе активный излучатель света, и к тому же весьма быстродействующий, поэтому ”плазма” изначально имеет малый уровень перекрестных помех. Вот почему некоторые производители (например, Panasonic) сделали ставку на плазменные 3D-телевизоры, оставив 2D для ЖК.

Но зато у плазмы есть другая серьезная проблема. Составной частью ЖК-экрана является поляризатор, так что свет, исходящий от такого экрана, линейно поляризован. Линзы активных стереоочков - те же ЖК-экраны и в ”открытом” состоянии тоже представляют собой линейно поляризованные фильтры. Поэтому яркость изображения на ЖК-экране при наблюдении сквозь очки и без них остается неизменной. А вот если посмотреть сквозь активные очки на экран плазменной панели, излучающей неполяризованный свет, видимая яркость и контраст упадут вдвое.

Два телевизора в одном

Дмитрий Мамонтов, www.popmech.ru Существует и другой метод- эклипсный, подразумевающий последовательную демонстрацию кадров для правого илевого глаза и наблюдение изображения через активные очки с ЖК-затворами, которые получают особый синхросигнал от проектора (обычно по ИК-каналу).

3DTV: новое измерение телевидения

Что касается телевизоров, то пару десятилетий вспять, когда хоть какой из их содержал кинескоп (электронно-лучевую трубку, ЭЛТ), единственным методом демонстрировать стереоизображение было внедрение анаглифических (двухцветных, обычно красно-синих) очков.

По словам Дэнни Така, при таком алгоритме работы уровень перекрестных помех сводится практически к нулю.

Через строчку

Одним из самых интересных экспонатов прошедшей выставки стал 31-дюймовый OLED-телевизор, представленный компанией LG. Пока это прототип с ориентировочной ценой €8-10 тысяч, но с течением времени OLED-технология, вне всякого сомнения, способна занять свою нишу под солн-цем. Точнее, растр там самый обычный, линзовый, а вот все другое - действительно интеллектуальное. Сначала это относится к системе обработки изображения, которая нарезает изображение на те же вертикальные полоски. Ключевая часть разработки Фраунгоферовского института - камера, которая отслеживает положение зрителя и расстояние от него до экрана и зависимо от этих данных адаптирует ”нарезку” таким макаром, чтобы зритель всегда находился в самом центре стереозоны. Правда, что будет делать такая система в случае нескольких зрителей - остается непонятным, но, с другой стороны, эта разработка создана для профессиональных стереомониторов, а не бытовых ТВ.

Но на данный момент быстродействие ЖК-экранов позволяет без каких-то заморочек и с огромным припасом воплотить схожую технологию даже в варианте Full HD.Как работает 3D в современных ЖК-телевизорах? В общих чертах это вариант имеющейся эклипсной технологии. На телеэкране чередуются кадры, созданные для наблюдения правым и левым глазом, а особые очки с ЖК-затворами, получающие синхросигнал по ИК-каналу, попеременно открывают соответственно левый и правый глаз. На 1-ый взор все смотрится до боли просто, но бес, как понятно, кроется в деталях. ”Дело в том, что ЖК-пиксели переключаются между положениями для ‘правого’ и ‘левого’ кадров хотя и очень быстро, но не мгновенно - это занимает определенное время, в течение которого левый кадр вроде бы ‘наплывает’ на правый,- объясняет Дэнни Так, директор по техническому маркетингу подразделения телевизоров компании Philips.- Это может привести к перекрестным помехам, другими словами к тому, что один глаз будет видеть отголосок изображения, которое создано для другого, изображение будет смазано, размыто.

Долой очки

На дисплее демонстрируется изображение, вроде бы нарезанное на чередующиеся (для правого и левого глаза) вертикальные полоски. Благодаря линзам (щелям) каждый глаз видит свое изображение, составленное из таких полосок.

Конечно, отсутствие очков - это плюс, но есть у растра и минусы, благодаря которым он не получил особого распространения. Сначала это небольшая ”рабочая область”- фокальная зона, в какой может наблюдаться стереоэффект. Смотреть такой телевизор можно только с определенного расстояния, по центру, не выходя за границы зоны.

Да и этот недостаток вполне преодолим. На стенде Фраунгоферовского института, который уже давно занимается созданием безочковых 3D-дисплеев для профессионального применения (а именно, для CAD/CAM), были представлены системы с ”интеллектуальным растром”. OLED-телевизор LG может показывать картинку с разрешением Full HD обычным образом, но способен демонстрировать и 3D-изображение. Инженеры LG пошли несколько другим путем - они не стали связываться с активными очками, а использовали пассивные очки с линзами круговой поляризации с различным направлением для каждого глаза (аналогичны очкам RealD). При всем этом для разделения правых и левых кадров используется не время, а пространство - вместо последовательной демонстрации правые кадры отображаются при помощи нечетных строк экрана, а левые - четных, при всем этом строки снабжены соответствующими поляризационными фильтрами.Понятно, что при таком способе 3D-изображение имеет по вертикали уже не полное разрешение (FullHD), а только половинное, однако иплюсы в этом тоже есть: очки очень легкие ивыглядят как обычные солнцезащитные, ну и в синхронизации не нуждаются.

Существует несколько методов визуализации 3D-изображений - эклипсный (с активными жидкокристаллическими очками), поляризационный (с пассивными поляризационными фильтрами), также ивовсе без всяких очков - с помощью стереорастра поверх экрана.

Стереорастр - это давно известная технология, позволяющая наблюдать 3D-изображение без каких-либо очков (на картинке сверху - щелевой параллаксный барьер, внизу- цилиндрические линзы). С ней экспериментировали многие производители телевизоров, однако при всем удобстве такой схемы она имеет и серьезные недостатки: это не слишком широкая зона (точнее, несколько зон) наблюдения и разрешение картинки, уже не достигающее ставшего стандартом Full HD. Впрочем, прогресс в этой области не стоит на месте: разработки Фраунгоферовского института автоматически подстраивают картинку таким макаром, чтобы зритель всегда находился в оптимальной зоне наблюдения.

Как устроена 3D-камера

Проецируемые на экран изображения для левого и правого глаза поляризованы по-разному, а в очках установлены линзы с радиальный поляризацией с различным направлением поляризации для каждого глаза. Ранее для стереокино использовались два проектора, но в ближайшее время эту технологию теснит один проектор с установленной на выходе быстродействующей электрооптической жидкокристаллической ячейкой, которая попеременно ”переключает” поляризацию, поочередно показывая кадры для левого и правого глаза. Экран для RealD тоже должен быть специальным- с металлизированным покрытием (в отличие от диэлектрической поверхности, железная не изменяет поляризацию отраженного света). При всем этом расстояние между оптическими осями объективов, равно как и угол между ними, можно менять в очень широких пределах.

3DTV: новое измерение телевидения

Вылететь из экрана

До недавнего времени ассортимент 3D-фильмов был достаточно беден - ведь стереоизображение представляло собой самостоятельное развлечение, сюжет и качество самого фильма при всем этом отступали на второй план. ”Однако в последние два года режиссеры, наконец, осознали, что 3D - не самоцель, а лишь средство, позволяющее сделать фильм более выразительным, - говорит Мелисса Байерс, стереограф компании Vision3, работавшая над многими 3D-проектами (вчастности, над 3D-короткометражкой ”Подкидыш” (Foundling) в рамках проекта ”Параллели” компании Philips). - Однако эта новая технология требует принципиально иного и гораздо более сложного подхода ксъемкам, невозможно просто взять стереокамеру иснять 3D-фильм. Буквально везде, начиная от идеи, сценария, планов и заканчивая монтажом, нужно учитывать 3D-специфику. А от девизов об ”открытии нового измерения телевидения” рябит в очах не меньше, чем от богатства самих 3D-ТВ. Обыденные телеки уходят в прошедшее.3D-кинотеатры есть довольно издавна, хотя их количество по сопоставлению с обыкновенными было не так велико и репертуар кинофильмов в 3D также был ограничен. Обычно в кинозалах для реализации 3D употребляется поляризационный способ (RealD). Так что злоупотреблять 3D как ин-стру-ментом тоже не стоит. Впрочем, существуют исвоеобразные неписаные правила: с давних времен зритель привык, что если он смотрит 3D-фильм, то как минимум один раз что-нибудь должно вылететь из экрана. Истереографы стараются зрителей в этом не разочаровывать”.

Очередное серьезное преимущество “плазмы” ранее состояло в том, что пиксели панели можно полностью гасить - это позволяло добиться настоящего черного цвета и очень высокого контраста. У ЖК с краевой (периферической) подсветкой черный цвет - по сути темно-серый, поскольку небольшое количество света “просачивается” даже сквозь полностью “закрытые” пиксели. Однако и в этой области ЖК-телевизоры наступают “плазме” на пятки: практически все производители ЖК-панелей представили на выставке новые модели телевизоров сдинамической сканирующей подсветкой. Идея этой технологии заключается в том, что светодиоды подсветки теперь не располагаются только по периметру, араспределены равномерно под всей поверхностью экрана, и при всем этом их яркость управляема, причем для каждого кадра! В тех местах кадра, где нужен настоящий, глубокий черный цвет, подсветка просто выключается, а где нужен яркий белый - светодиоды включаются на полную мощность.

20.11.2012

Интересные материалы:

Интернет-магазин «Ноутика»
Ноутбуки в Екатеринбурге
(343) 345-57-83
Время работы:
пон-пят 10:00 - 19:00
суб-вск прием заказов онлайн
Яндекс.Метрика
Обратите внимание
Ноутбуки
Производители
Ноутика.ру

Продажа ноутбуков в Екатеринбург - доставка ноутбуков, интернет-магазин Ноутика.ру

Любое несоответствие информации о продукте на сайте с фактом - лишь досадное недоразумение, звоните - уточняйте у менеджеров. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой статьей 437 ГК РФ.